Бессмертный полк ГБОУ Школа № 734 08.05.18

Давайте вспомним накануне 9 мая ветеранов войны, которые работали в 734 школе, были в числе создателей этой школы. Всегда будем благодарны им за то, что именно они смогли объединить первый коллектив педагогов- профессионалов, положить начало нашим любимым традициям, смогли создать такую атмосферу, где гражданская позиция является определяющей в жизни школы. Они выбрали девизом школы слова горьковского Данко: «Что сделаю я для людей!»

Глейзер Фёдор Фёдорович- фронтовик, учитель математики, работал в школе в 1970-1985г. Федор Федорович был воплощением справедливости для педагогов и детей. Никогда не повышая голоса, умел вести уроки в форме диалога, разговора, награждал конфеткой за оригинальный ответ, проявлял терпение, уважение к любому ученику. Создал первый в школе кабинет математики. Уже был в почтенном возрасте, но с удовольствием выезжал в летние лагеря. Ученики с большим уважением и доверием относились к Федору Федоровичу, а он был строгим и требовательным.

Из воспоминаний выпускника школы 1982 года Либинзона Михаила:

«Федор Федорович, в первую очередь, старался быть справедливым. Мы росли, взрослели, и ему иногда становилось с нами очень сложно. Мы не были похожи на школьников 50-х и 60- х годов.

Но его всегда спасала доброта, он нас по-настоящему любил, переживал за нас. Многие правила жизни от Федора Федоровича мы запомнили лучше и крепче, чем правила математики. Хотя и математику он объяснял очень доходчиво, с яркими наглядными примерами.

Высокий, худой, очень нежный и ранимый человек. Мы не всегда это чувствовали в свои школьные годы. Наш выпуск 1982-го года должен был стать последним классом, где Федор Федорович был классным руководителем. Он сам нам несколько раз с большой теплотой и печалью говорил: «Деточки, (он часто нас называл деточками) вы у меня последние». Но чувство долга и ситуация с преподавателями на тот момент привели к тому, что на следующий год он взял маленьких, 4-й класс и повел их, насколько хватило сил.

Он не любил говорить о себе, но несколько раз упомянул о войне, о том, как математика помогла ему правильно рассчитать данные для артиллерии. Очень бережно относился к супруге, хотя почти стеснялся это демонстрировать».

Федору Федоровичу Глейзеру, моему КЛАССНОМУ (во всех смыслах) руководителю и Учителю математики.

Уважаемый Федор Федорович!

Сколько раз после окончания школы я благодарила Вас

за то Время, которое Вы подарили мне и моим одноклассникам.

Сейчас, по прошествии 36 лет (я выпускница 1982 года),

я осознаю ту важнейшую роль, которую Вы сыграли в моей жизни – как

преподаватель и как Личность с Большой Буквы.

«Есть две науки, определяющие направленность жизни человека – математика и воспитание» - это изречение, приписываемое Пифагору, я услышала на эскалаторе метрополитена в 1999 году».

Федор Федорович, вселив в меня безграничную любовь к первой, не обошел и второй – он все усилия прилагал, чтобы вырастить из нас «гармоничных», как говорят сейчас и «достойных», как мыслил он, предъявляя серьезные требования не только к предмету, но и к своим ученикам.

Когда в 9-м классе он временно не был с нами, моя жизнь вместо плюсового баланса резко прибрела отрицательный – его отсутствие было для меня самым тяжелым моральным испытанием – и дело не в том, что другой педагог был менее грамотен – отнюдь, в нашей школе был такой педагогический коллектив, который уверенно можно назвать «педагогической элитой».

Федор Федорович был и строг, и требователен и честен, но была в нем одна удивительная черта – он верил в нас! Он верил и доверял нам, хотя в те времена он казался достаточно жестким. Он давал не только знания, он формировал в нас нравственный стержень и умение нести ответственность за любое содеянное.

Он был больше, чем великолепный математик (в заочной школе МГУ у меня была единственная пятерка по данному предмету), он был Наставник. Я говорю так не потому, что он меня как-то выделял среди других – может, у него и были любимчики – все ведь живые люди, но я никогда не чувствовала себя обделенной – ни его вниманием, ни его отношением – критичным, но очень точным, как и его наука. Он говорил моей маме, что я – анархистка, и эта моя черта, которую он так точно вычислил, помогла мне не только сориентироваться в социуме, но и извлекать, впоследствии, выгоду их моего характерологического диагноза.

Наш классный кабинет был моим любимым местообитанием, и честно говоря, тем жизненным пространством, которое напоминало Рай – РАЙ, СОЗДАННЫЙ ПРОИСТЕКАЮЩЕЙ ИЗ ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА ЛЮБОВЬЮ – ЛЮБОВЬЮ К ЖИЗНИ.

Ведь он – фронтовик, прошедший ад войны и имеющий тяжелую контузию, он делал все для жизни – для нашей будущей жизни.

Прошло много времени, но мне сложно сказать ПОМНЮ, ЕСЛИ НЕ ЗАБЫВАЛА.

Я И СЕЙЧАС ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО У МЕНЯ БЫЛ ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ, ОБЛАДАЮЩИЙ АВТОРИТЕТОМ МАСТЕРА – ЭТАЛОННЫМ АВТОРИТЕТОМ. И говорю просто и открыто – Федор Федорович, я Вас люблю, ведь, если бы не Вы….

С уважением,

Коротченко Светлана.

Нестеркина Мария Тимофеевна- первый завуч школы, учитель химии, работала в школе со дня ее основания в течение 10 лет. Получив аттестат, сразу узнала о войне, вместе с другими москвичами копала оборонные окопы. В годы войны работала пионервожатой с детьми фронтовиков. Мария Тимофеевна была человеком необыкновенной работоспособности, строга, требовательна. Все школьные проблемы, конфликты, происшествия она умело разбирала. А вот ученики Ее любили, Ее имя всегда звучит в воспоминаниях выпускников.

Ландэ Фаина Абрамовна -2 мая 2018 года ей исполнилось 95 лет. Работала в нашей школе почти 20 лет учителем словесности, заместителем директора школы по воспитательной работе. Фаина Абрамовна в годы войны работала пионервожатой в школе, которая в 1941-42 была единственной в Москве открыта, не эвакуирована. Когда были бомбежки, Фаина Абрамовна увозила детей в Подмосковье, прятала их. Работая учителем словесности, Фаина Абрамовна особенно терпеливо, не жалея времени, глубоко понимая детские проблемы, много занималась с " трудными" ребятами. Не отказывалась от любой школьной работы, находясь, как всегда, в радостном, оптимистичном настроении. Всегда к людям с добром, с желанием помочь.

Куклева Анна Аркадьевна - она пошла добровольцем на фронт. Ее из-за юного возраста отправили учиться в школу радистов, в нашей школе преподавала географию, проработала более 15 лет.

Божков Юрий Дмитриевич – преподавал историю и начальную военную подготовку, фронтовик, на фронте получил контузию, стал инвалидом. Много сделал для того, чтобы современные школьники как можно больше узнали о Великой Отечественной Войне, поэтому своими руками создал первый в школе музей Боевой славы. Все экспонаты этого музея были подлинными, часто старшеклассники привозили их из походов по Крыму. Под его руководством вся школа строила в подвале настоящий тир, тогда это было разрешено и востребовано. В тире проводились практические занятия.

Ануфриева Нина Дмитриевна - учитель начальных классов. Фронтовичка. В школе проработала до 1977 года.

Фролов Василий Степанович - фронтовик, создал в школе трудовые мастерские, учитель труда нашей школы, очень долго работал в нашей школе. Впервые в Москве под его руководством школа участвовала в эксперименте «Школа и производство». На уроках труда по заданию завода МЛЗ ребята вытачивали детали, которые использовались непосредственно на заводе.