2 октября - День рождения Александра Наумовича

2 октября исполнилось бы 78 лет Александру Наумовичу Тубельскому – создателю и директору (1985-2007 г.) московской «Школы самоопределения», Президенту Российской Ассоциации инновационных школ, лауреату премии Президента РФ в области образования, Заслуженному учителю РФ, одному из самых известных деятелей современного российского образования.

А.Н.Тубельский – автор концепции педагогики самоопределения начинал свою деятельность в период Перестройки, предложил концепцию нового содержания образования, а в 1990-1995 гг. был одним из соавторов «Закона об образовании». В течение 20 лет Александр Наумович участвовал в развитии российского образования, без него не обходилось ни одно обсуждение самых горячих вопросов, связанных с современной школой: от формирования у детей гражданской позиции до проведения ЕГЭ и введения стандартов. Он никогда не боялся отстаивать свою человеческую и гражданскую позицию по самым острым проблемам, поэтому был постоянным участником радиопередач, неоднократно выступал и в передачах центральных каналов, когда они обсуждали проблемы новых представлений о воспитании и образовании детей, о роли школы в развитии демократии в России.
Несмотря на огромную внешнюю деятельность и вклад в политику образования, главным делом жизни Александра Наумовича всегда оставалось директорство. Он был уверен: для того чтобы каждый ребенок за годы учебы в школе смог найти себя, чтобы каждый был счастлив все эти годы и научился справляться с неизбежно возникающими в жизни трудностями, вся система образования в учебном заведении должна быть построена по принципу сотрудничества учителей и детей, равноправия между ними, взаимного обучения, совместного роста. В нем всегда ярко проявлялась его педагогическая позиция: сплав жизнелюбия и оптимизма, высокое чувство ответственности и требовательности, самостоятельности и независимости.
Нельзя не сказать о поисках Александра Наумовича в области содержания образования. Он был одним из самых первых деятельных разработчиков компетентностного подхода, при котором на первое место в содержании образования выходит не знаниевая парадигма, а универсальные умения (компетентности), которые, как считал Александр Наумович, способствуют личностно-ориентированному, деятельностному способу освоения мира.
Не менее важной идеей нового содержания образования Александр Наумович считал уклад школьной жизни. В одной из своих работ «Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования» он задавался вопросом, почему столь высокий уровень образования в российской школе не обеспечивает умения человека действовать в ситуации неопределенности, обладать профессиональной мобильностью, надеяться на собственные силы, делать осознанный политический, социальный и нравственный выбор. В этой же статье Александр Наумович писал, что в школе необходимо создавать уклад, который позволит построить такой образовательный процесс, при котором ученик постепенно «переставал бы быть объектом педагогического воздействия и становился бы субъектом своего образования».
Свою школу Александр Наумович строил так, чтобы в ней были условия для развития индивидуальности ребенка. Он считал, что ребенку, в первую очередь, нужен внутренний стержень, а потом твердые знания, что детей нельзя сравнивать друг с другом, а продвижение и рост возможны только относительно самого себя.
Александр Наумович неоднократно повторял: «При настоящей свободе нельзя обойтись без формирования уважения к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя – и, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я вкладываю в понятие достоинства. Наш школьный Закон о защите чести и достоинства не разделяет достоинство учителей и учеников. Подлость, хамство, оскорбление одинаково неприемлемы как для учителя, так и для ученика. Дело учителя – поддерживать достоинство ученика, дело ученика – поддерживать достоинство учителя. Не потому, что это учитель и ученик, а потому, что мы люди…»
В школе Александр Наумович всегда был душой всех дел, без его живого участия не обходилось ни одно события. Он умел увидеть, рассмотреть и поддержать все новое, интересное и живое. Он как никто другой умел восхищаться своими учениками и коллегами. Он был директором, который умел вдохновлять, поднимать, заражать своей энергией всех – учителей, родителей, детей – и создавать атмосферу сотрудничества.

текст подготовлен коллективом ГБОУ Школа №734;
фото "Из фотоархива "Школа самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского"